Когда вагон или автомобиль делает поворот, тебя что-то толкает к наружной стенке. Ты уже знаешь, чьи это шутки. Здесь работает центробежная сила, сила инерции, которая заставляет двигаться дальше прямо.
Но ведь сила инерции действует и на весь вагон, на весь
автомобиль.
Значит, она и его стремится свалить наружу?
Да, стремится. Вот почему автомобиль на повороте обычно
сбавляет скорость.
Как бы не перевернуться!
А на трамвайных линиях и железных дорогах в местах поворотов
наружный рельс укладывают выше внутреннего. И вагон на повороте слегка
наклоняется внутрь. Выходит, что вагон, покосившийся набок, здесь устойчивее,
чем стоящий прямо!
Да ты и сам, катаясь на велосипеде, при поворотах
наклоняешься внутрь. Ты делаешь это бессознательно, не задумываясь о силе
инерции. Иначе просто не получается, иначе ты опрокинешься наружу!
Шоссейные дороги обычно на поворотах делают наклонными.
Наружный край выше внутреннего, чтобы автомобили не переворачивались.
На треках для велосипедных и мотоциклетных гонок наклон пути
на поворотах особенно заметен. Там ведь скорость движения очень велика.
А в цирке иногда можно видеть даже такой аттракцион:
мотогонки по вертикальной стене. Трек устроен вроде стенок барабана.
Мотоциклисты сначала разгоняются на земле, в середине, описывают круги все
быстрее и быстрее, наклоняются
все больше и больше… И вот они уже въезжают на стенку, и мчатся по ней, лежа в
воздухе горизонтально!
Источник: " Здравствуй, физика" Л.Гальперштейн