Звук сквозь кость
Слышал ли ты когда-нибудь запись своего собственного голоса? Наверняка ты удивился, ведь твой голос на кассете звучал совсем не так, как ты слышишь сам себя! Это происходит потому, что звук по-разному передается от источника к твоему уху.
Когда ты говоришь, то основная часть энергии выходит
наружу и передается по воздуху, однако некоторая часть энергии остается внутри
твоего тела. Эта энергия формируется в звуковую волну, которая распространяется
внутри костей твоего черепа! Ты слышишь свой голос «через кость», и звук
получается не совсем такой, как его слышат другие.
Ударь вилку камертона о
колено. Прислушайся к получившемуся звуку Что можно сказать о его громкости и
глубине?
Ударь камертон еще раз. Но теперь, пока он звучит, прижми основание
вилки к своей нижней челюсти. Какой звук ты слышишь теперь?
Когда вилка камертона колеблется в воздухе, она может передать энергию
движения только ограниченному количеству частиц воздуха, которые соприкасаются
с ней. Поэтому звук получается мягким и относительно тихим.
Когда ты прижимаешь вилку к своей челюсти, то колебания начинают передаваться костям черепа и по ним достигают уха, где мозг распознает их как звук. Поскольку в этом случае звуковые волны передаются твердым материалом, то энергии передается больше, и звук получается громче.
Когда ты прижимаешь вилку к своей челюсти, то колебания начинают передаваться костям черепа и по ним достигают уха, где мозг распознает их как звук. Поскольку в этом случае звуковые волны передаются твердым материалом, то энергии передается больше, и звук получается громче.
В наше время большинство музыкантов не используют металлические
камертоны. Уже созданы цифровые камертоны, которые выдают звук нужной высоты и
того же тембра, что и настоящий инструмент.
Но раньше музыканты пользовались именно вилочными камертонами. А для того, чтобы звук камертона было слышно на фоне громкой игры оркестра, они придумали специальный прием: музыкант ударял камертон и... зажимал основание вилки зубами! Звук при этом передавался через зубы костям черепа, а через них - лрямо в ухо. В этом случае не имеет значения, как громко играет оркестр, «внутренний» звук гораздо громче!
Источник: Майкл ди Специо «Занимательные опыты»